Сегодня наконец нарядили елку.
Там, в другом городе, в нашей семье это было главной новогодней традицией, Действом с большой буквы. С детства помню, как папа ездил в лес присматривать деревце, как приносил его домой и целый вечер устанавливал в ведро с песком, прикручивал проволкой к специальным «елочным» гвоздикам. А потом из гаража приносилась коробка с игрушками. Сколько себя помню, она всегда была одна и та же – огромная, с синим рисунком на крышке. С совершено особенным запахом хвои, старого картона, и еще чего-то очень-очень новогоднего. Запахом предвкушения долгожданного праздника. А внутри, тщательно завернутые в вату и пожелтевшие газеты, лежали стеклянные сокровища.
читать дальше
Здесь, в моей московской семье, к этому относятся далеко не с таким трепетом. Скорее как к акту, который непременно нужно выполнить, наравне с оливье и речью президента по телевизору – не очень-то хочется, но традиция.
А там елку уже который год наряжают без меня. Надо же, оказывается, я помню почти все те игрушки из своего детства. И серебряный колокольчик с клубничкой на боку, и огромный прозрачный красный шар из тонкого стекла, хранимый как зеницу ока, и золотых матрешек (кажется привезенных папой из командировки). И разноцветные светофоры - вот уж странный образец советсткого творчества. И нелепый поросячье-розовый матовый шар с белкой. Он был куплен мамой в унылые перестроечные времена, когда денег не было совсем, а праздника хотелось очень. Я даже помню, в каком порядке их полагалось развешивать на елке!
Сейчас конечно она выглядит совсем не так. На парадном месте красуются новые дорогущие игрушки ручной работы, купленные, как любит говорить мама, «в новую квартиру». Да и живую ель давно вытеснила искусственная (может и к лучшему, но). Те свидетели моего детства задвинуты на нижние ветки, или вовсе поближе к стенке, вроде и не видно, но блестит. Что ж, некоторым повезло и того меньше. Самые старенькие, потускневшие, уже несколько лет встречают Новый год в коробке. А ведь среди них игрушки, видевшие не то что меня - мою маму маленькой девочкой: толстостенные шишки, синий бегемот с облупившимися ушами, попугай на прищепке.. А еще страшненький пенопластовый будильник с серебряными стрелками на без пяти двенадцать. Кажется, там есть и совсем уж раритетные довоенные украшения, но кто теперь вспомнит.
И вроде как стыдно повесить такое на елку, убого, тускло и позолота облетела. Рука не поднимается. Но если задуматься… ведь они помнят целых четыре поколения! Сколько праздников были рядом с нами и представить страшно. Именно они и есть самые дорогие. Самые светлые и теплые воспоминания детства.
А ведь мне, возможно, и показать своим детям будет нечего, кроме новогодней продукции из Ашана или Икеи. Все это останется там, в том городе. Надо хоть один шарик выпросить что ли
пока все, что удалось найти - местный старенький кроль. Съезжу в гости - разживусь фотографиями на память